Американский автоконцерн GM и правительство ФРГ договорились о продаже Opel консорциуму Magna/Сбербанк. Канцлер Меркель успешно сыграла роль тарана для русских инвестиций в Европе
Американский автомобильный концерн General Motors (GM) согласился расстаться с 65% своего немецкого дочернего предприятия Opel. Сегодня на пресс-конференции в Берлине канцлер Ангела Меркель заявила «Я рада проинформировать вас, что глава администрации канцлера только что получил сведения от господина Хендерсона (глава GM – «Эксперт Online»), что управляющий совет GM решил продать Opel компании Magna, и сделать это по схеме, которую мы обсуждали и которая приветствуется федеральным правительством. И крайне рада, что было принято решение, которое соответствует тому, что желало федеральное правительство, и соответствует тому, чего желали сотрудники Opel».
За этими обтекаемыми фразами канцлера подразумеваются следующие параметры сделки. 55% доли компании Adam Opel GmbH будут проданы консорциуму, состоящему из канадского производителя автокомпонент Magna и российского Сбербанка, за 5 млрд евро, при этом федеральное правительство ФРГ и правительства федеральных земель Германии, заинтересованные в сохранении рабочих мест, выделят российско-канадскому консорциуму кредит в размере 4,5 млрд евро.
Как сообщили позднее в своем совместном заявлении Magna International Inc и Сбербанк России, стороны будут владеть приобретенным 55%−ным пакетом акций в равных долях (50:50). Совокупный размер инвестиций консорциума в акционерный капитал Opel составит 500 млн. евро.
Франк Стронах, Председатель Совета директоров Magna, заявил: «Если сделка будет успешно завершена, Magna обеспечит жесткое разграничение между бизнес-блоком автозапчастей Magna и деятельностью Opel для того, чтобы обеспечить конфиденциальность интеллектуальной собственности своих клиентов».
Еще 10% будут распределены среди сотрудников Opel. Они заплатят за них 1,5 млрд из своей зарплаты в течение 5 лет. Фактически рабочие согласились на сокращиние зарпалты в обмен на акции родной компании. General Motors, таким образом, останется владельцем лишь 35% обновленной компании, выступающей пока под рабочим названием New Opel. Таким образом, его доля сравняется с долей, находящейся в руках российских инвесторов. Таким образом, заканчивается длившаяся ровно 80 лет эпоха пребывания Opel в собственности американцев. Уступкой в пользу GM, не желающей отдавать новому Opel все мировые рынки, станет договоренность об отказе от продаж на рынках США, Канады, Китая и Южной Кореи.
«После напряженной работы, пришедшейся на последние недели и заключавшейся в прояснении всех открытых вопросов, касавшихся предложенного немецкой стороной пакета финансирования, GM и его управляющей совет приняли решение высказаться в пользу инвестора Magna/Сбербанк», – заявил на пресс-конференции глава GM Фриц Хендерсон. По словам Хендерсона, в ближайшие недели предстоит завершить формальную сторону сделки и подписать окончательно обязывающий стороны договор.
«Большим успехом» назвала достижение договоренностей с GM федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель. Условия GM оказались, по словам канцлера, «разумными».
Несмотря на то, что переговоры о сделке продолжались с мая текущего года, окончательное решение GM в пользу консорциума Magna/Сбербанк стало сенсационным. Дело в том, что даже еще вчера было неясно, согласится ли в конце концов руководство GM на продажу Opel консорциуму, в котором принимают участие российские инвесторы. Еще в среду вечером глава канадской Magna Фрэнк Стронах, отвечая на вопрос журналистов, состоится ли сделка, ответил «это вилами на воде писано». Скепсис Стронаха был вызван наблюдавшейся все последние месяцы уклончивой позицией GM, представители которого предпочитали затягивать время и выставлять все новые и новые условия сделки. Существовала серьезная вероятность, что GM, объявившая летом о своем банкротстве и получившая от правительства США стабилизационный пакет объемом более 30 млрд долларов, в конце концов передумает продавать европейское подразделение . Ведь консорциум-покупатель сможет выступить в будущем конкурентом GM на перспективных автомобильных рынках Восточной Европы. GM могло быть выгоднее просто обанкротить Opel и закрыть заводы. В свою очередь, такое решение было просто недопустимо для представителей немецкого канцлера, которые кровно заинтересованы в том, чтобы один из крупнейших работодателей Германии сохранил рабочие места. Ведь весь этот торг происходил за две недели до парламентских выборов, которые назначены на 27 сентября.
Именно стремление сохранить как можно больше рабочих мест стало причиной того, что в течение последних месяцев правительство ФРГ выступало главным сторонником продажи Opel российско-канадскому консорциуму, и однозначно предпочитало его двум другим претендентам на Opel: китайскому автомобильному концерну BAIC (Beijing Automotive Industry Corp.), финансовому инвестору RHJ, а также итальянскому автогиганту Fiat. Российско-канадский концерн обещает сократить в Европе 10 тысяч рабочих мест, но сделать всё, чтобы рабочие места в Германии пострадали по-минимуму. На ФРГ придется лишь 2500 увольняемых рабочих, таким образом, в Германии будет уволен лишь каждый десятый рабочий Opel. Кроме того, Magna/Сбербанк обещает сохранить все четыре немецких завода, закрыв при этом завод в бельгийском Антверпене и резко сократив производство на остальных заводах. Так, по словам представителя переговорной комиссии со стороны GM Джона Смита, на немецкий завод в Эйзенахе будет переведена часть производства из испанской Сарагосы – это поможет дополнительно загрузить немецкое производство. Судьба двух британских заводов пока что не решена. Министр экономики Великобритании Пэт Макфадден заявил, что, по его информации, Magna/Сбербанк предполагают продолжить производство на обоих заводах Vauxhall, производящих под собственной маркой автомобили Opel: «Мы будем продолжать работать над тем, чтобы добиться лучшего из возможных для Британии результатов», – заявил Макфадден.
Объектом сделки выступает находящееся с мая этого года в доверительном государственном управлении предприятие Adam Opel GmbH. Данное юридическое образование, являющееся обществом с ограниченной ответственностью, было создано специально для перевода Opel в новую собственность. Под крышей Adam Opel GmbH были собраны все европейские заводы Opel, а также располагающиеся в Великобритании заводы марки Vauxhall, производящие под этой маркой те же автомобили Opel. Таким образом, продажа затронет следующие заводы: Бохум, Рюссельсхайм, Кайзерслаутерн и Эйзенах в Германии (общая производственная мощность 474 тыс. автомобилей в год, 159 тыс. двигателей в год, 75 тыс. трансмиссий в год, 25 тысяч сотрудников); Сарагоса в Испании (423 тыс. автомобилей в год, 7 тыс. сотрудников); Лутон и Эллесмере в Великобритании (200 тыс. автомобилей в год, 4,7 тыс. сотрудников); Гливице, Тыхы, Бельско-Бяла в Польше (171 тыс. автомобилей и 350 тыс. двигателей в год, 7 тыс. сотрудников); Антверпен в Бельгии (132 тыс. автомобилей в год, 2,6 тыс. сотрудников); Асперн в Австрии (407 тыс. двигателей и 906 тыс. трансмиссий в год, 1,6 тыс. сотрудников); Сентготтард в Венгрии (392 тыс. двигателей в год, 600 сотрудников); Страсбург во Франции (305 тыс. трансмиссий в год, 1,5 тыс. сотрудников) и Санкт-Петербург в России (800 автомобилей в год, 200 сотрудников).
Достижение соглашения по продаже Opel стало серьезной победой канцлера Меркель. По попавшим в СМИ данным, до последнего момента управляющий совет Adam Opel GmbH, имевший в сделке совещательный голос, колебался с принятием решения: двое из четырех членов проголосовали за продажу, один против, один воздержался. Председатель совета Фред Ирвин не сказал, кому именно принадлежали какие голоса. Известно, что двое членов совета являются представителями GM, еще по одному члену представляют федеральные и земельные власти Германии. Председатель совета Фред Ирвин является нейтральным членом совета.
Представители немецких профсоюзов уже приветствовали решение GM. «Самое важное – то, что абсурдные планы закрытия заводов в Германии больше не стоят на повестке дня», – заявил председатель производственного совета Opel Райнер Айненкель. Закрытие заводов в Германии стало бы смертельным ударом для городов, где они расположены (журнал «Эксперт» писал две недели назад о ситуации с немецкими градообразующими предприятиями, в т.ч. вокруг завода Opel в Эйзенахе) Например, в Эйзенахе завод Opel прямо и косвенно создает свыше половины рабочих мест города. Тем не менее, принятое решение о продаже 65% долей Opel пока не является окончательным. «Нам все еще необходимо предпринять массу важных шагов», – заявил министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк. Очевидно, министр беспокоится, что, пока не подписан окончательный договор, позиция GM еще может снова измениться. Американская сторона отлично понимает заинтересованность немецких чиновников в сохранении рабочих мест в Германии и может попытаться использовать оставшиеся до выборов две недели, чтобы выбить из Германии дополнительные уступки.

Источник: http://www.expert.ru/articles/2009/09/11/opel-merkel/