Ford Fiesta и Fiat Grande Punto: тут вам не там




Какой класс легковых автомобилей наиболее популярен в объединенной Европе, такой многообразной в смысле экономики, культуры и даже климата? Роман СЕРГЕЕВ утверждает:
В-класс, то есть аналоги Lada Kalina. В тесте выступили два его представителя, на протяжении последних десяти лет регулярно входившие в пятерку наиболее продаваемых в Европе «одноклассников»

С начала немного о самом классе «B». Он второй по размерности класс, обычно называемый малым, меньше которого только модели особо малого класса «A» (Peugeot 107, Chevrolet Matiz, Smart Fortwo).
Лет эдак 25 назад наибольшим спросом в Западной Европе пользовались автомобили первого среднего класса «C» (на одну размерность больше малого класса). Но впоследствии лидером европейского рынка стал класс «B», ежегодно стабильно занимающий 24—25% рынка против 20—21% класса «C». Вроде бы пустячная разница, но, когда речь идет о рынке объемом около 14 млн автомобилей, мизерная разница в процентах означает около 0,5 млн машин в год. И все это несмотря на то, что постоянным лидером продаж в Европе среди отдельных моделей остается VW Golf, относящийся к классу имени себя самого.

Десять лет — срок





Конечно, стабильный успех В-класса определяется спросом на экономичные и при этом достаточно комфортабельные, вместительные и привлекательные автомобили. Но не последнюю роль сыграла и высокая конкурентоспособность моделей. Вот факт, говорящий о многом: на протяжении 10 лет в таблице ежегодных европейских продаж автомобилей малого класса пять верхних строк занимают разные поколения одних и тех же моделей, причем почти в неизменном порядке — Peugeot 206/207, Renault Clio, Opel Corsa, Ford Fiesta и Fiat Punto/Grande Punto. К тому же, по данным за первую половину 2008 года, лидер (Peugeot 207) обошел двух ближайших соперников (Clio и Corsa) всего лишь на сотые доли процента, а двух остальных (Fiesta и Grande Punto) — на 1,5 — 2,0% от объема продаж в классе, а впятером они «съедают» ровно половину этого объема. Вторая же половина пирога делится между оставшимися 25 моделями этого класса, представленными в Европе. Если копнуть чуть глубже, то обнаружится, что и 20 лет назад пятерка наиболее популярных машин в европейском В-классе носила те же имена, только в обратном порядке — первой была Fiesta, а пятое место занимал Renault 5. Итак, речь идет не о краткосрочном успехе или мимолетной моде, а о давних традициях и стабильности современного развития. В этом тесте мы свели две модели из «великолепной пятерки», выбрав Ford Fiesta за новизну, а Fiat Grande Punto из желания понять, почему он явно недооценен российским рынком.
Два разных стиля







Нельзя сказать, что от первого взгляда на Fiesta и Grande Punto мы впали в состояние детской восторженности. Но, признаться, давно на наши тесты не попадали сразу два великолепных образца современного автомобильного дизайна. Если новая Fiesta «лишь» оправдывает ожидания, то внешность трехлетнего Grande Punto вызывает не только симпатию, но и удивление: почему мы не замечали его раньше? Ответ прост: по-настоящему им в России еще никто и не торговал. В облике Grande Punto и Fiesta есть только одна общая черта — выраженная клиновидность кузова на виде сбоку, подчеркнутая сильным наклоном подоконной линии. И хотя эти особенности в значительной мере формируют внешность автомобиля, герои этого теста производят далеко не одинаковое впечатление.






Взять хотя бы Fiesta: рельефные боковины, агрессивный передний воздухозаборник и огромный, интегрированный задний бампер с чем-то вроде диффузора в нижней его части. Все эти и многие другие яркие «цацки» оказались новой Fiesta к лицу. В соответствии с названием внешность автомобиля получилась яркой, праздничной и спортивной. Grande Punto совсем другой: чистые, незамысловатые линии, практически полное отсутствие украшательств и декора, а также надуманного оригинальничания. При этом пропорции кузова довольно необычны — минимальный задний свес, большая база и довольно длинный передний свес, что удачно скрадывается большой кривизной в плане линии переднего бампера. Незатейливое изящество этого автомобиля очень высокой пробы, за что надо благодарить фирму ItalDesign, разработавшую наружный дизайн Grande Punto. Основатель этого ателье великий Джуджаро расстарался для своих соотечественников, помогая преодолеть особо тяжелый для Fiat период.
Отдали стажерам





А вот дизайн интерьера концерн Fiat доверил кому-то менее известному, во всяком случае, результат значительно уступает решениям экстерьера. Создается впечатление, что на процесс проектирования сильно повлиял технолог-экономист. Передняя панель — лицо любого автомобильного салона, однако в Grande Punto это лицо, за исключением функциональности и экономии, ничего другого не выражает.

Многовато будет!




Зато выразительности в оформлении интерьера у Fiesta более чем достаточно, даже с перебором. Как сказал один из наших испытателей: слишком много дизайна (впрочем, это он относил и к экстерьеру, но в меньшей степени). Серебристая псевдоалюминиевая «птица», формирующая центральную консоль, функциональна за счет расположения клавиш, напоминающего клавиатуру мобильного телефона. Но ее неоднородная архитектура с размашистым рисунком, повсеместное использование серебристого отделочного материала, не скрывающего своего пластмассового происхождения, многообразие оттенков и фактур — все это привело к тому, что кое-кто из нас в итоге предпочел простенький интерьер Grande Punto.
Салон Fiesta явно побогаче, в частности, основные детали ее передней панели выполнены из мягкого пластика. Кроме того, мы совсем не исключаем, что все это богатство форм, материалов и цветов многим придется по душе, ведь покупают же, причем нарасхват, новый MINI, салон которого оформлен просто карикатурно.
С практической точки зрения, то есть по части вместимости, оба автомобиля близки между собой, относятся к середнячкам в своем классе. Но нужна ли высокая вместимость в B-классе? Ведь она дается не задаром, и расплачиваться за нее приходится в том числе и такими сугубо городскими свойствами, как маневренность. Уж если хотя бы время от времени появляется необходимость перевести нечто объемное, то надо приобретать не Ford Fiesta, а по меньшей мере Ford Fusion или вместо Grande Punto — Fiat Idea. Любителям путешествий можно посоветовать универсал гольфили В-класса или с достаточно мощным двигателем. Все это к разговору о вместимости, точнее, о том, что большой полезный объем кузова — не главное достоинство компактных трехдверок.

Ford Fiesta. Двое взрослых среднего роста на заднем сиденье размещаются приемлемо


Fiat Grande Punto. Более длинная колесная база Fiat ощутимого выигрыша в пространстве задним пассажирам не дает

По всей видимости, подобными рассуждениями руководствовались создатели как Grande Punto, так и Fiesta. Замечания вызывает не столько недостаток пространства для пассажиров задних сидений, сколько неудобство входа/ выхода в трех дверных модификациях. Это расплата за привлекательную внешность со спортивными акцентами. Кстати, новая Fiesta относится к немногим автомобилям, которые в пятидверном исполнении смотрятся так же спортивно и привлекательно, как и в трехдверном. А вот Grande Punto с пятью дверьми не так зажигателен, как трехдверка, которая к тому же дешевле на 10 000 руб. (так же, как и Fiesta).

Ну и «дороги»...

Для испытаний ходовых свойств погода выдалась не лучшая — ночью выпал снег и неплохо сцепился с мокрым асфальтом. Снегопад был небольшим, и сугробов не намело, но даже такой неглубокий слой раскатали на три классических колеи (два крайних следа и один по центру) только за два-три часа. Дело в том, что шоссе узкое, извилистое и малопопулярное. Так что под колесами были и асфальт, и лед, и снежная каша, а каждый разъезд со встречным требовал ухода с наезженных «рельс» во все это «безобразие», не говоря уже об обгонах, когда приходилось и на обочину вылезать.
В таких условиях особо важное значение имеет информативность рулевого управления — если она отсутствует, то остается только догадываться о происходящем в пятне контакта передних колес с дорогой, что приводит к запаздыванию с рулежкой, вызывая курсовые колебания автомобиля или искажение траектории. Не менее неприятна и другая ситуация: встреча одного из передних колес с более глубоким слоем снега или снежной каши дает слишком сильную реакцию на ободе руля, и реакцией водителя может стать ненужный поворот руля, что опять же вызовет курсовые или траекторные огрехи.

Драйверс-клан



Предыдущая Fiesta нас неизменно радовала своей управляемостью, правда, по такой погоде, как эта, мы ее не катали. Не думаем, что у предшественницы могли проявиться серьезные недостатки на скользкой дороге, но новая Fiesta оказалась практически безупречной в этих условиях. Даже на таком неоднородном и изменчивом покрытии она показала себя очень стабильной и надежной в управлении и при этом спортивно настроенной, доставляя удовольствие от вождения. Почти все то же самое можно сказать и о дорожных манерах Grande Punto, но его оценка в таких номинациях, как точность и реактивное действие рулевого управления, чуть ниже. Тем не менее и Grande Punto имеет уверенные позиции в клане «автомобилей для водителя». Важно, что от спортивности не пострадала плавность хода обоих соперников. Их подвески слегка жестковаты, но отнюдь не дискомфортны. А о таких вещах, как раскачка и преждевременные пробои, вообще речь не идет.



Наша Fiesta была оборудована обычной 1600-кубовой 16-клапанной «четверкой» с системой регулирования фаз газораспределения мощностью 120 л. с. У Grande Punto та же мощность снимается с рабочего объема в 1,4 л благодаря турбонаддуву. Как это обычно бывает в наше время, турбомотор настроен скорее на обеспечение большего крутящего момента в нижней зоне, чем на достижение увеличенной максимальной мощности. Обобщенно характер динамики разгона соперников близкий и заслуживает высокой оценки, но Fiat потяговитее внизу, а Ford повеселее на верхах. Вдобавок к этим небольшим различиям стоит упомянуть несколько лучшую точность работы механизма переключения передач Ford и меньший уровень шума его двигателя при интенсивном разгоне.
Итак, мы познакомились с двумя современными и весьма конкурентоспособными (судя по европейскому рынку) моделями малого класса, отличающимися очень высоким уровнем наружного дизайна, правда, при спорном оформлении интерьеров, а также по-европейски изысканными дорожными манерами. Которую из них выбрать — вопрос вкуса, и, как выяснилось, цены.

Цена и репутация

На европейских рынках наши соперники примерно равны по стоимости. В России все иначе: трехдверный Ford Fiesta 1,6 Sport стоит 553 тыс. руб. (недавно накинули «тридцатку»), а аналогичный Fiat Grande Punto 1.4 Sport обойдется уже в 625 000 руб. (неизменно с прошлого лета). Даже если попытаться сравнять оснащение соперников, то картина сильно не изменится. Малоизвестный у нас Fiat не может быть ощутимо дороже популярного Ford. Потому и не продается. Рассказы дилеров о том, что Fiat нынче совсем не тот, что раньше, небеспочвенны — качество сборки и надежность действительно улучшились, но должно пройти достаточно времени, чтобы репутация укрепилась и покупатель поверил в марку.

Мнение редактора

Эти хэтчбеки так и напрашиваются на определение «горячие», но я бы выразился помягче — «подогретые». Как это часто бывает, для приближения к идеалу захотелось собрать преимущества обоих моторов в одном и наслаждаться универсальной тягой. В каком кузове? Внешность в данном случае ближе фиатовская, а вот шасси предпочитаю фордовское.










Источник