Юрий ВЕТРОВ | Фото Степана ШУМАХЕРА

— На тест надо было брать такую же, как у меня, 1.6 с «механикой», — ворчал Диваков. — Это «горячий» хэтч, а не дамская таратайка! А с маленьким мотором и «автоматом»...
У Дивакова, напомним, Hyundai Getz — автомобиль не первой свежести, что ничуть не мешает ему оставаться любимым транспортным средством. А у нас на тесте — тоже Hyundai, но уже не Getz, а i20. А то, что он с мотором 1.4 и «автоматом», — так это в угоду не вам, Александр Николаевич, а лучшей половине человечества. Кстати, «дамская» версия 1.4 с «автоматом» в двадцать раз популярнее той, что так нравится Дивакову.
Компания для корейской новинки подобралась достойная: обновленный Chevrolet Aveo, Honda Jazz, Ford Fiesta, Mazda 2 и Skoda Fabia. Все с моторами объемом от 1,33 до 1,6 л (от 96 до 105 л.с.) и, конечно, с «автоматами».

Все малышки хороши — выбирай на вкус! Вот создатели i20 и выбирали: продольный горбик на капоте — это, похоже, от Фабии, брови противотуманок — от Фиесты, глаза-фары — от Корсы. С миру по нитке, а вышла очень даже милая рубашка! Не то что аскетичный Getz.


Не осталось офисной скуки и внутри. И так ли важно, что пластик тверд, как ореховая скорлупа, а декор — лишь краска? Настроение-то замечательное! Приятно сидеть в жестком рельефном кресле, а регулируемый в двух плоскостях руль и вовсе не хочется выпускать из рук — Hyundai не менее удобен, чем образцовая Skoda Fabia, лишенная в версии с «автоматом» главного эргономического недостатка — длинноходной педали сцепления.



А Honda — это уютный домик: полочки, крючочки, кармашки, тайнички… Интерьер Chevrolet Aveo стильный, но не такой удобный. Руль от Lacetti — словно от грузовика, да и регулируется он только по высоте, равно как и в Мазде. В Фиесте руль смещается и по вылету, но острые грани на его припухлостях натирают пальцы.


Наиболее удобным управлением микроклиматом — с двумя ухватистыми рукоятками и дисплеем — радуют Aveo и i20. Кнопочки Джаза требуют привычки, равно как и маленькие «крутилочки» Фабии. У Мазды дисплей отсутствует — управляться приходится «вслепую». А Фиеста с простейшим кондиционером удивила огромным, но при этом тугим и нечетким ободком распределения потоков воздуха: доплата в 9000 рублей за удобную в обращении систему климат-контроля будет вполне оправданна


Легко ли устанавливать детское кресло? В этом смысле самый лучший — Jazz. Задняя дверь открывается почти перпендикулярно кузову — и через широкий проем просторный салон-трансформер легко заполнить хоть детьми в креслах, хоть фикусами в кадках. У несимметричных частей заднего дивана не только откидываются спинки, но и поднимаются подушки, причем в одно движение! И только у Хонды есть карманы в задних дверях и средний подлокотник. Кстати, самый просторный багажник тоже у Джаза.



Крохотная полоска топливомера и малюсенький тахометр Мазды требуют гораздо больше внимания, чем ясные шкалы остальных пяти автомобилей. Два «блюдца» у Форда, Hyundai, Chevrolet и Шкоды просто хороши, а три раструба Хонды не только информативны, но и очень красивы

Fabia немного теснее для багажа и пассажиров, еще меньше простора в i20, а самые тесные — Aveo, Fiesta и Mazda 2. Chevrolet гостеприимен почти как Hyundai, но багажник Aveo крохотный (вдвое меньше, чем у Хонды), а погрузочная высота — как у внедорожника: 745 мм, больше всех. Соплатформенные Ford и Mazda не только тесны, но и менее уютны — нет даже потолочных ручек.


Что главное в дамском автомобильчике (конечно, после цвета и наличия зеркальца в козырьке)? Правильно, тормоза. Больше других нас порадовала Mazda: самый короткий (40,5 м) тормозной путь со 100?км/ч и самое простое управление замедлением. Ford и Skoda укатились дальше на метр с лишком, меньше понравилась и информативность привода. Тормоза i20 хороши в «штатных» режимах, но при экстренном замедлении на «миксте», когда под левыми колесами асфальт, а под правыми, скажем, скользкая обочина, машину сильно бросает в сторону — АБС не спасает. У Хонды тормозной путь длиннее еще на метр, а вот тормоза Chevrolet уже назовем опасными: из-за низкой частоты срабатывания АБС Aveo остановился со 100 км/ч на семь метров дальше Мазды!


Mazda не только тормозит, но и разгоняется лучше всех. Но и Skoda, несмотря на дополнительные 88 кг и почти такую же мощность, не отстает! Спасибо шести ступеням «автомата» (во всех остальных машинках, кроме Джаза, их по четыре) — перебирает их Skoda быстро и плавно. Mazda это делает не хуже, а легкие толчки и «вскрики» мотора даже вызывают азарт. Жаль, это ухудшает комфорт.

Hyundai отстает и «по секундам», и по ощущениям, но шустрить в городе на нем сподручно. Грех жаловаться и на динамические качества Aveo и Фиесты, хотя в эластичности, то есть способности ускоряться в режиме Drive, к примеру с 80 до 120 км/ч, они проигрывают i20 около секунды.

«По цифрам» Хонда уступает лишь Мазде и Шкоде. Но у Хонды лучшая аэродинамика — при равной мощности «максималка» на 20 км/ч выше, чем у i20: 175 против 155 км/ч. Но у Хонды есть проблема, и имя ей — «робот». Автоматизированная «механика» i-Shift переключается настолько непредсказуемо, что...


В отличие от своенравного «робота» i-Shift на Хонде, все пять «автоматов» радуют логичностью переключений. Наиболее комфортно меняют передачи Chevrolet и Hyundai, а наиболее азартно — Mazda. Хотя у последней из дополнительных режимов есть лишь Sport и Low. А самостоятельно перебирать передачи в «ручном» режиме помимо хондовского «робота» позволяют только Ford и Skoda

Будучи за рулем, Александру Николаевичу нужно было влиться в монотонный поток подмосковной «бетонки». Проще простого: углядел просвет пошире, нажал на газ и... Сначала, теряя драгоценное время, автомобиль уясняет, чего же от него хотят. Наконец до него доходит. Первая передача выкручена, но «робот» вновь мешкает — теперь уже с включением второй. А глаза Дивакова наполняются страхом. Слава богу, заезженная «девятка» успела осадить — не иначе водитель проявил великодушие, решив, что за рулем Хонды дама… Даже при размеренной езде никаких нервов не хватит! А самостоятельный выбор передач с помощью стильных подрулевых лепестков решает проблему лишь отчасти — задемпфированность откликов на педаль газа сохраняется.

Недавно мы приглашали на тест компактвэнчиков (АР №15, 2009) дам — и убедились, что и они ценят управляемость: даже не обладая навыками экспертов, они отдавали предпочтение именно автомобилям с лучшим шасси. Поэтому смеем предположить, что Hyundai i20 их не разочарует. По прямой летит стрелой, легко ныряет в крутые повороты… Все делает непринужденно. Но электроусилитель руля все же оставляет «синтетическое» ощущение, а в городе баранка тяжеловата. А еще не нужно экспериментировать, отключая ESP: резкий объезд ямки может выйти боком в прямом смысле — проявляется явная склонность к заносу.



Это же подмечено и за Маздой, а потому — совет: выбирая эти машинки, не скупитесь на страхующую электронику.
Skoda надежнее и скучнее, а благодаря самому маленькому радиусу разворота на ней удобнее всего маневрировать в городе.



Fiesta была на более высокопрофильных шинах с посадочным диаметром на дюйм меньше, чем ранее, и оттого чуть-чуть утратила свое очарование. Руль стал безвольным в «нуле» и менее информативным в виражах. А системы стабилизации не было (она доступна как опция за 22500 рублей).


За систему стабилизации VSA для Джаза доплачивать не надо — она есть уже «в базе». Да Хонда и не подстегивает к азартной езде: мерно выскальзывает в сносе при превышении разумной скорости и сильнее всех кренится. Но на скоростной прямой Jazz устойчив, а на парковке радует маневренностью.


За личиной спокойствия в штатных ситуациях, которое демонстрирует Chevrolet Aveo, кроется коварство: на «переставке» автомобиль резко уходит в занос. Машине позарез нужна система стабилизации, но ее нет даже за доплату.

Зато Aveo хорошо разглаживает дорожную «мелочь», скругляет средние неровности, и только крупные кочки отдаются стуками подвески и подбросами.


Fiesta и Fabia чуть жестче и шумнее. Но если первая хорошо «глотает» микронеровности (а фордовский руль и вовсе чист от вибраций!), то второй лучше даются волны и крупные колдобины. В Фиесте громко гудят шины и поскрипывает пластик обивки. В Шкоде шум распределен более равномерно, но такое впечатление, будто на усилителе мощности убрали «верха» и до предела выкрутили «басы»: гул особенно утомляет задних пассажиров.

Mazda тоже «резонирует» и поскрипывает, а мотор порой просто визжит. Заметнее и подбросы на кочках, особенно мелких. Такими же острыми тычками награждает и Honda Jazz. И шум в них примерно одинаков.


Самым тряский и шумный — Hyundai. Все кочки — ваши. Гудят шины, ревет мотор, по колесным аркам звонкой дробью бьют камушки… Одна отрада: отменная энергоемкость подвески.


Так что прав был Александр Николаевич, заочно определив Hyundai i20 в «спортсмены»: не хватает разве что более мощного мотора 1.6 и механической коробки передач. Такую версию мы непременно протестируем, но потом: первая партия автомобилей уже почти распродана, а новая придет лишь в декабре. А очередь растет: Hyundai i20 симпатичнее Гетца и дешевле Aveo в схожей комплектации.
Chevrolet хорош комфортом, но во всем остальном — середнячок. Тормоза неважные, ESP нет даже в списке опций, а за фронтальный удар по методике EuroNCAP Aveo заработал лишь шесть баллов из 16. Правда, эти испытания проводились еще до рестайлинга.

Fiesta лучше, но она и дороже! А если нашпиговать ее всем, что есть в топ-версии Хонды (она стоит 743 тысячи рублей, самый дорогой автомобиль в тесте!), то ценник переплюнет хондовский! Ведь доплачивать надо за все, включая и АБС (10 тысяч рублей). Может, это и помешало красотке Фиесте выбиться в бестселлеры? В первой половине этого года в России продали 2324 машины — чуть больше, чем трех- и пятидверных Aveo. Но, например, Hyundai Getz продается впятеро лучше!
У Мазды 2 дела хуже: за полгода — около 800 машин. Цена — лишь чуть ниже фордовской, но салон выглядит так, будто машина дешевле на треть. Порадуемся тому, что «двушка» с «автоматом» не так сильно теряет в разгонной динамике, как Fiesta.

Honda Jazz — очень уютный автомобиль, но взбалмошный «робот» i-Shift здесь чужой. Если бы не он, то Jazz потягался бы за верхнюю строчку нашего рейтинга. Может, конструкторам Хонды стоит вернуться к проверенному временем вариатору, который нам так понравился на предыдущем Джазе (АР №8, 2006)? Ведь 89% автомобильчиков продавалось именно с ним.

А консерватизм Фабии ей только на пользу. Старый «восьмиклапанник» и шестиступенчатый «автомат» отлично ладят друг с другом, добавляя экспертные баллы в копилку успеха. Заслуженная победа.




Самый большой (399 литров по «паспорту»!) и удобный багажник с минимальной погрузочной высотой (590 мм) предлагает Honda. Skoda и Hyundai менее вместительны, зато гораздо лучше оснащены: только у них есть полноразмерные запаски, i20 может похвастать сеткой для груза, а Fabia — несметным количеством петелек-крючочков. Ford и Mazda хуже приспособлены к грузоперевозкам. Различия между ними минимальны: у Фиесты меньше объем (виноват ложемент для инструмента), у «двушки» меньше проем. А самый скромный багажник и самый высокий бампер имеет Aveo. С откинутой цельной подушкой (сначала складываются несимметричные спинки, образуя огромный уступ) он лишь сравнивается с Джазом. Трансформация у всех, кроме Хонды, стандартна, но только Fabia может обеспечить длинную и ровную грузовую площадку



Экспертные оценки Авторевю











О пользе электроники



Система стабилизации — великое благо в аварийной ситуации. И лучшее тому подтверждение — предельная скорость, на которой был выполнен маневр, — 82,4 км/ч и стопроцентное «попадание» при разовых заездах «обычных» водителей (на скорости 65 км/ч), показанные на хэтчбеке Hyundai i20!
Несмотря на то что у i20 высока склонность к заносу и он начинал очень рано «поскальзываться», электроника не только надежно страховала водителя, но и эффективно снижала скорость во время экстренного маневра — на свою полосу «заносчивый» Hyundai возвращался полностью укрощенным. А «вязкое» усилие при быстрой работе рулем почти не ухудшило отличного взаимопонимания с автомобилем.
Skoda Fabia с системой стабилизации уворачивается от «лосей» почти так же ловко, как и Hyundai, — предельная скорость составила 80,6 км/ч: на 5 км/ч выше, чем было без ESP (АР №1, 2009). «Разовые» водители тоже выполнили маневр образцово-показательно, но испытатель попенял на «ступеньку» по усилию на руле при быстром вращении — это «завязанный» на систему стабилизации электроусилитель Шкоды тормозил баранку, предвосхищая ошибки в управляющих действиях.
Mazda 2 на «лосином тесте» повела себя хуже, чем в прошлом году: максимальная скорость снизилась на 3,6 км/ч (до 79,9 км/ч), а вместо прошлой склонности к заносу машинка долго скользила передком при возвращении на свою полосу. Четверо «разовых» водителей похвалили отзывчивость Мазды, а один, наоборот, посетовал на слишком резкие отклики, которые и помешали ему чисто выполнить маневр.
Шины Dunlop SP Sport 2030, сменившие на Хонде Michelin Energy XM1, не только снизили предельную скорость на 2,7 км/ч (до 77,4 км/ч), но и наделили Jazz леностью — руль приходилось крутить быстрее. Благо автомобильчик «в пределе» по-прежнему все делал правильно, а испытателю интеллигентно помогала система стабилизации. Низкая чувствительность в ответ на действия рулем помешала объехать «лося» двум из пяти добровольцев.
Лишенная системы стабилизации Fiesta на более высокопрофильных шинах Goodyear Exellence (в прошлом тесте она была «обута» в Hankook Ventus S1) смогла вписаться в коридор из конусов лишь на скорости 73,8 км/ч. Проехать быстрее не позволил резкий занос на «встречной» полосе, переходивший в сильные вторичные колебания. Но скромный запас предельных возможностей не помешал всем «разовым» водителям успешно выполнить задание на 65 км/ч. Все в один голос нахваливали абсолютную послушность Фиесты!
А вот отзывы о Chevrolet Aveo у добровольцев оказались прямо противоположными, хотя ни один конус сбит не был. Склонность к заносу велика, и она проявляется даже на скорости 65 км/ч — с Aveo держи ухо востро! И потому показанная испытателем скорость 73,1 км/ч — это скорее заслуга человека, а не автомобиля.


Максимальная скорость выполнения «лосиного теста», км/ч «Лосиный тест» с первой попытки на скорости 65 км/ч Автомобиль Скорость Автомобиль Маневр выполнили Chevrolet Aveo 73,1 Chevrolet Aveo 5 водителей из 5 Ford Fiesta 73,8 Ford Fiesta 5 водителей из 5 Honda Jazz 77,4 Honda Jazz 3 водителя из 5 Hyundai i20 82,4 Hyundai i20 5 водителей из 5 Mazda 2 79,9 Mazda 2 4 водителя из 5 Skoda Fabia 80,6 Skoda Fabia 5 водителей из 5


Обзорность

Несмотря на неплохой суммарный угол обзора в 276°, Fiesta обеспечивает самую скромную обзорность. Виноваты и малая зона стеклоочистки (верхняя треть лобового стекла, как и в Мазде, остается грязной), и невеликий проем заднего окна, и скошенные в угоду дизайну зеркала, и «слепые» треугольнички у основания стоек лобового стекла.
На Хонде Джаз последние существенно больше и улучшают обзор вперед, хотя и не попадают в «поле зрения» нашего измерительного прибора, установленного на уровне глаз водителя ростом 178 см. Оттого и суммарный угол обзора наименьший — 272°. Для Хонды это несущественно: высоко сижу — далеко гляжу. А слегка мешает, и то лишь в дождь, большая неочищаемая зона (6 см) возле стойки лобового стекла.




Безопасность

Самый скромный базовый набор средств активной и пассивной безопасности предлагают Chevrolet Aveo и Skoda Fabia: подушка безопасности водителя, преднатяжители передних ремней и крепления Isofix. Ford Fiesta дополнительно имеет пассажирскую подушку безопасности, а Hyundai i20 — еще и АБС. Mazda 2 по умолчанию оснащается боковыми подушками и занавесками безопасности, лишь Honda Jazz уже «в базе» имеет не только шесть подушек, но и систему стабилизации. Аналогичный набор можно заказать и для всех участников теста, кроме Aveo: там занавески безопасности и система стабилизации недоступны.
Беда в том, что Aveo по результатам испытаний EuroNCAP является и самым «пассивноопасным» — лишь три звезды из пяти возможных. Кузов дорестайлингового хэтчбека не обладал достаточной жесткостью — дверной проем после фронтального удара был заметно деформирован. Манекен водителя пробил подушку безопасности и согнул верхнюю часть руля головой, а нижнюю — грудью. Велика и опасность для ног: виновато сильное смешение педали тормоза и жесткая центральная консоль. Боковой удар Aveo перенес лучше, но нагрузки на грудь «водителя» оказались выше нормы. Защита пассажиров-детей — на среднем уровне (три звезды из пяти), а за безопасность пешеходов дореформенный Aveo заработал две звезды из четырех.
Skoda Fabia безопаснее, но в отличницы не выбилась — четыре звезды из пяти возможных. Эксперты сняли баллы за потенциально опасную переднюю панель и открывшуюся во время бокового удара «на один щелчок» заднюю дверь. Малолетние пассажиры защищены на три звезды из пяти возможных, а «пешеходный» рейтинг — две звезды из четырех.
Остальные четыре автомобиля «пятизвездочно» безопасны, а Honda Jazz и Hyundai i20 заработали максимальную оценку по новым правилам EuroNCAP, учитывающим наличие системы стабилизации. Но и у них не обошлось без шероховатостей. Во время фронтального удара Джаза пол под ногами манекена водителя деформировался и педали ощутимо сместились назад. Кроме того, передняя панель признана травмоопасной, а защита груди водителя при боковом ударе о столб — неудовлетворительной. А Hyundai i20 удостоится от нас лишь четырех звезд — ведь система стабилизации для российского рынка устанавливается лишь на дорогие версии.



Источник