Александр ДИВАКОВ, Никита ГУДКОВ | Фото Степана ШУМАХЕРА


К счастью, снег пошел только вечером. Позади замеры, «переставка» и горная дорога полигона, а теперь на белой скатерти спецдорог пять маленьких хэтчбеков подставляют фотокамере свои яркие бока, словно яблоки на снегу. Три из них — с 1400-кубовыми моторами: хорошо продающийся Opel Corsa, калужская Skoda Fabia и испанский «фрукт» Seat Ibiza. Mazda 2 пока оснащается только мотором объемом 1,5 литра, а Ford Fiesta нам достался со 120-сильным мотором объемом 1,6 литра — других не было. Но ведь не только мощность определяет вкус? Забегая вперед, скажем, что ни одного сухофрукта на нашей скатерти не оказалось.

Какие же они красивые! Даже Skoda Fabia, внешне самая спокойная. Лукавая Corsa, «двуликий» Seat Ibiza (его восприятие сильно зависит от освещения), смелая девочка Fiesta (хотя косичку ей затянули так, что глаза разбежались в разные стороны), а самая изящная — Mazda 2. Хороша, зеленая чертовка!


Нескучно и в салонах. Fiesta и здесь поражает залихватским стилем. Сиденья, правда, больше понравятся молодым, точнее — худеньким. А тем, кто потучнее, развитая боковая поддержка намнет бока. Но мы назовем это спортивным духом: вы только попробуйте, как четко перещелкиваются передачи! Может, этого духа даже чересчур — приливы на руле неудобны, а саму баранку хочется подтянуть к себе ближе, чем позволяют регулировки. Но в целом по качеству салона Fiesta как минимум на уровне соперников. И только в салоне Мазды благостная улыбка сходит с лица: разномастная отделка уж больно дубовая, нет и намека на «премиум». Не хватает продольного диапазона перемещения сидений, нет и регулировки руля по вылету. А зачем маленькой и задорной машинке такой большой руль — даже больше, чем у простецкой Шкоды?



Впрочем, руль Мазды все равно лучше баранки Сеата с ее неудобным ободом. Подушка переднего сиденья Ибицы завалена назад и по углу наклона не регулируется. Зато кругом — красота, особенно на «нашей» машине с разноцветным оформлением салона. Климат-контроль понятен в управлении, а подрулевые рычажки фиксируемые — не то, что «импульсные» у Опеля. Впрочем, в остальном к Корсе не подкопаешься: стильно, качественно, удобно.
В Шкоде усядется кто угодно и как угодно, да и сам процесс посадки дается легче всего. Но за высокой дверью — не уютная комнатка, а именно рабочее место. Простенькие формы передней панели, длинноходные педаль сцепления и рычаг переключения передач… Пресно. Зато просторно! И задние сиденья, и багажник — лучшие в квинтете.





У Фиесты красивый и внятный приборный щиток — учитесь, дизайнеры Мазды. «Украшательство» подпортило впечатление и от приборов Ибицы — здесь мешают блики на посеребренных «колодцах». Opel имеет четкие шкалы, но цифры, как и в Шкоде, — неудобочитаемые, расположенные по окружности. Ни у одной машины нет указателя температуры охлаждающей жидкости, а стрелочный топливомер — только у Корсы


А вот Ibiza или Fiesta менее подходят для семейных выездов — во всяком случае, если рост передних седоков больше 185 см. «Сами за собой» они усядутся с трудом: задние места скорее детские. В этом отношении Mazda — середнячок.
А как «яблочки» катятся?




Opel Corsa — единственная машина в квинтете, доставшаяся нам с «автоматом». Но невысокий балл экспертных оценок за разгонную динамику получен ей не потому, что сотню эта самая тяжелая машина набирает за долгие 16,4 секунды. На Корсе неудобно управлять тягой — четырехступенчатый «автомат» то без спросу дергает автомобиль, то подолгу игнорирует просьбу о «кик-дауне». Вяжущий вкус.



Флегматична и Skoda Fabia, а вот Seat Ibiza с тем же 85-сильным мотором реагирует на педаль газа заметно живее. А то, что при разгоне до 100 км/ч на динамометрической дороге Шкода выиграла у Ибицы более секунды, объясняется, во-первых, более легкими колесами Фабии, а во-вторых — тем, что у Ибицы есть своеобразный «лаунч-контроль» — на месте мотор не раскручивается выше 4000 об/мин. Но трогаться «без фанатизма» и ускоряться на испанской машинке удобнее.


Ford Fiesta и Mazda 2, конечно, быстрее. Но вкуснее ли? Фиеста мощнее Мазды на 17 л.с., но эти силы вязнут в 65 килограммах лишней массы. В итоге и по замерам, и по ощущениям соплатформенные Ford и Mazda одинаково резвы, одинаково легко переносят езду на низких оборотах, и механизмы выбора передач на них работают лучше всех. Попенять можно лишь на то, что на Мазде рычаг ходит в наклонной плоскости, а педаль сцепления Форда не столь информативна. Но все равно это лучше, чем длинноходные фольксвагеновские органы управления Сеата и Шкоды, которые «крадут градус».


И тормоза у Форда с Маздой приятнее: самое выверенное, самое понятное реактивное усилие! Но Фиесте мы снизили оценку за рыскание при экстренном торможении и самый длинный тормозной путь: со 100 км/ч — на три метра больше, чем у Опеля. Насторожила и Ibiza: при «ударном» замедлении педаль пугающе уходит «в пол».


Но даже самые быстрые из «наших» машинок мы не можем назвать полноценными «зажигалками»: есть вопросы к управляемости…
Mazda остра и послушна, но захочешь пройти поворот на пределе — и задняя ось ка-а-а-ак рванет в сторону! Еще хорошо, что у нас была «двушка» в комплектации Sport, с системой стабилизации. А для базовой версии Energy это опция.





И хотя мы сочли Мазду и Ford лидерами по управляемости, но все же пожалуемся на «синтетическое» усилие на руле с электроусилителем. Fiesta в этом смысле чуть приятнее — обратная связь исчезает только при больших углах поворота баранки. Но Fiesta менее точно держит прямую, особенно на неровной поверхности — яблочком перекатывается по колеям. Зато в предельном повороте Fiesta великолепна: легкая недостаточная поворачиваемость — и мягкий занос под сброс газа.

Если не доводить дело до крайностей, то самой азартной машинкой может показаться Opel Corsa: «острый» руль и способность «доворачиваться» благодаря кинематике задней подвески. Причем на прямых Corsa почти не своевольничает. Но и это «яблочко» с косточками: крены больше, чем у Форда и Мазды, а на неровностях в повороте Opel норовит соскочить с траектории. А если ход в повороте побольше, то проявляется неоднозначность: «доворот» задней оси требует коррекции, а руль к этому моменту окончательно пустеет.



Skoda более понятна и скучна. Однозначные реакции на руль, лучшая обратная связь, которая пропадает лишь в крутых виражах. В скольжение Fabia переходит хоть и рановато, зато все происходит плавно и прогнозируемо. И никаких неспровоцированных заносов — только безопасный, однозначный снос передка.

Не бодрит и Seat Ibiza. Хотя взаимопонимания между водителем и автомобилем могло бы быть и больше — как у Шкоды, усилитель руля у нее не электрический, а электрогидравлический. До 100 км/ч да на ровной дороге — вполне адекватное поведение, разве что руль невесом. А с ростом скорости начинается... Seat Ibiza гуляет по траектории, баранка покачивается на прямых и сильнее других передает удары на неровностях в поворотах. Крены невелики, и все же точности реакции Мазды или Форда здесь нет. А в пределе — не снос, не занос, а «спрыг» с траектории: широкие 215-миллиметровые покрышки цепляются за асфальт, но потом резко теряют хватку. Затем Ibiza снова упирается, снова спрыгивает... Не то чтобы опасно, но и радости мало.

Комфорт — тоже не самая сильная сторона Сеата. Жесткая подвеска с немузыкальными звуками «тычет» пассажиров и на «мелочовке», и на больших ямах. Наверняка и здесь «посильную помощь» оказывают 17-дюймовые шины с 40-процентной высотой профиля. Так ли уж они нужны машинке с 85-сильным мотором? И гудят широкие шины пуще всех.



Лучший «грузовик» — Skoda Fabia: как с разложенными задними сиденьями, так и с собранными. У Сеата такая же схема трансформации, но сложить подушку заднего сиденья удастся, только если рост водителя не больше 180 см. Багажник у Ибицы — примерно как у Форда и Мазды. Правда, у последних примитивная схема трансформации: откинутые вперед спинки создают большую ступеньку на полу. Ее почти нет у Корсы, но лишь потому, что в основном багажнике есть фальшпол, под которым — грузовое пространство высотой 20 см. Если его снять и оставить в гараже, то по размеру багажника Opel догонит конкурентов
Сильнее ушам достается только в Опеле — от мотора, вскрикивающего на «кик-дауне». Зато радует плавность хода: Corsa хорошо «обтекает» колдобины. Это, кстати, повод еще раз вспомнить о шинах: в прошлый раз (АР №24, 2007) Opel был менее комфортен из-за «боевых» покрышек 215/45R17.

Fiesta жестче, но оценки заслуживает не меньшей, чем плавная Corsa. Собранное, цельное шасси! Только крупные ямы вызывают удары. Воздух обтекает Ford бесшумно, а на разговорчивый мотор роптать грех: голосок поставлен отлично!
В Шкоде моторчик заглушают шины и аэродинамика — уже на 80 км/ч в «вертикальных» передних стойках оживает ветер. Подвеска «скругляет» средние неровности, но трясет на больших и мелких.


Mazda 2 на разбитом шоссе лучше, но на относительно ровном асфальте то слишком остро «отрабатывает» короткие волны, то неприятно переваливается с боку на бок. И с шумоизоляцией дела обстоят неважно: мотор зудит даже на холостых оборотах, «долбит» подвеска, по колесным аркам барабанят песочек и камешки.
Любопытно, что, несмотря на «дешевые» ощущения, Mazda 2 — один из самых дорогих автомобилей в тесте! Дело портит высокий курс йены, а спасает — красота, страшная сила…

Выбор прагматика — Skoda Fabia. Самый практичный, удобный и просторный автомобиль. И самый доступный, причем благодаря российской сборке.




Проигрыш Корсы и Ибицы по ездовым свойствам или простору не настолько велик, чтобы мы призывали одуматься. Неспроста ведь Opel Corsa продается лучше четырех других машин! А у нового Сеата, если не копаться в нюансах «второго порядка», по большому счету только один серьезный прокол — задние сиденья. Ну и цена, конечно.

Fiesta, мягко говоря, тоже не из дешевых. И не из самых просторных. Но это цельный и собранный автомобиль, с отличным балансом управляемости, плавности хода и прочих качеств. Может, и не сахар, но с нашей снежно-белой скатерти мы бы взяли именно это «яблочко» — бордовое и самое спелое.




Безопасность

Все пять хэтчбеков могут оснащаться шестью подушками безопасности, АБС и системой стабилизации, а Ford Fiesta в качестве опции предлагает и «коленную» подушку безопасности водителя. Но в начальных комплектациях набор средств безопасности у всех разный. Если базовая Skoda Fabia оснащается только водительской подушкой безопасности, то Ford Fiesta по умолчанию комплектуется двумя подушками, а Opel Corsa имеет еще и АБС. Но лучше всего «в базе» оснащены Seat Ibiza и Mazda 2, у которых помимо АБС есть четыре и шесть подушек безопасности соответственно.
Все машины проходили краш-тесты EuroNCAP, и все — удачно: у них очень прочные кузова и отменные системы безопасности. Скромнее всех выступила Skoda Fabia — четыре звезды из пяти возможных: эксперты сняли баллы за потенциально опасную переднюю панель и за открывшийся «на один щелчок» замок задней двери во время бокового удара. Остальные четыре машины — «пятизвездочные». Правда, Corsa потеряла один балл из-за контакта головы «водителя» со ступицей руля через подушку безопасности, что не повлияло на нагрузки, а Mazda 2, как и Fabia, тоже лишилась одного балла из-за приоткрывшегося во время бокового удара замка задней двери.
За безопасность малолетних пассажиров Ford Fiesta, Mazda 2 и Seat Ibiza заработали по четыре звезды: в салонах этих хэтчбеков были установлены креслица Britax Roemer Baby Safe, Britax Roemer Duo Plus и Fair G0/1. Opel Corsa с сиденьями Britax Roemer Duo Plus и Skoda Fabia с креслами Fair BimboFix Type II набрали по три звезды из пяти возможных: в обоих случаях недостаточной признана безопасность старшего, «трехлетнего» малыша, сидящего по ходу движения.
Лидер по части защиты пешеходов — Ford Fiesta, на счету которого 20 баллов и три звезды из четырех: опасны только верхняя и боковые кромки капота. Seat Ibiza и Opel Corsa тоже заработали по три звезды, но их капоты имеют жесткую переднюю кромку. А Mazda 2 и Skoda Fabia довольствуются двумя звездочками.







Свет

Эффективность работы фар хорошо видна по фотографиям, сделанным с одной точки с одинаковыми параметрами съемки. В машинах — только водитель, корректоры фар выведены в нулевое положение. Но у Фабии с пробегом около 8000 километров он, похоже, неисправен — фары светят себе под нос. У всех автомобилей они галогенные. Fiesta, Corsa и Ibiza освещают дорогу ближним светом одинаково, но только Mazda 2 позволяет увидеть человека в светлой одежде на обочине. Правда, освещенность в основной «рабочей зоне» у нее меньше — как и при дальнем свете. Здесь выделяется Opel — он не только позволяет увидеть человека вдали, но и лучше всех подсвечивает обочины. Дальний свет Сеата акцентирован на правой стороне дороги, а в поворотах Ibiza включает соответствующую «противотуманку»
Обзорность

Наиболее «слепая» среди пяти машин — Corsa: маленькие зеркала, массивные основания передних стоек. Обзорность Фиесты получше, но зеркала имеют странную неудобную форму, а обзорность назад пала жертвой дизайна. Мазде можно было бы снизить оценку за короткий левый дворник, не доходящий до края стекла 4—5 см, но обзорность назад у нее лучшая — стекло большое, а подголовники его не загораживают. Больших претензий к Сеату и Шкоде нет





Мороз и лоси


На этот раз «лосям» могло быть несладко — летним шинам пришлось работать при отрицательных температурах. Благо асфальт был сух, и Mazda 2 показала почти такую же скорость, как в «теплом» тесте (АР №24, 2007), — разница в 0,3 км/ч несущественна. С результатом в 83,5 км/ч единственная машина с системой стабилизации объехала всех, а главное — «сохатого». «Двушка» четко следовала по траектории — и только на высоких скоростях реакции на действия рулем начинали размываться. Зато усилие на руле ничуть не препятствовало его резкому вращению. Еще бы информативности побольше — глядишь, тогда бы и не ошибся на скорости 65 км/ч один из пяти «добровольцев».
А вот Opel Corsa, также участвовавшая в прошлом тесте, на сей раз представляла для «лося» более серьезную опасность, пройдя «переставку» на скорости 75 км/ч — на 9 км/ч медленнее, чем в прошлогоднем тесте. Почему? Во-первых, из-за разных шин: год назад Corsa была «обута» в 17-дюймовые покрышки ContiSportContact 3, а теперь — в Goodyear Excellence с посадочным диаметром на дюйм меньше. Но главное — на этот раз нам досталась машина без системы стабилизации. Даже на далеких от предельных скоростях автомобиль, подрабатывая задней осью, старался уйти на более крутую траекторию. А по мере приближения к пределу эта «добавка» вызывала заносы, погасить которые в границах коридоров было уже невозможно. Впрочем, на скорости 65 км/ч занос помешал только одному драйверу.
Skoda Fabia? На тех же покрышках и также без стабилизационного «ошейника» на морозе она прошла «испытание лосем» на 2,4 км/ч медленнее, чем в прошлый раз. До поры до времени Skoda четко шла по выбранной линии, но с ростом скорости начинала проваливаться в занос с затяжными скольжениями. Они и не позволили развить больше 75,6 км/ч. Как и год назад, двое «гражданских» водителей «лося» все-таки «задавили», пожаловавшись на повышенное усилие на руле.
Скорость Форда на «переставке» оказалась очень внушительной — 79,2 км/ч. Но воспользоваться запасом курсовой устойчивости получится лишь при безошибочных действиях водителя. При неоправданно резкой работе рулем (к этому подталкивает невысокая чувствительность рулевого управления) Fiesta проваливается в глубокий занос. На этом попался и один из пяти приглашенных «пилотов».
Seat отстал на два километра в час. Поначалу переходил из ряда в ряд, как по лекалу, но затем начал срываться в скольжения задней осью. Один из добровольцев с ними не совладал.


Максимальная скорость выполнения «лосиного теста», км/ч Автомобиль Скорость Ford Fiesta 79,2 км/ч Mazda 2 83,5 км/ч Opel Corsa 75,0 км/ч Seat Ibiza 77,2 км/ч Skoda Fabia 75,6 км/ч
«Лосиный тест» с первой попытки на скорости 65 км/ч Автомобиль Маневр выполнили Ford Fiesta 4 водителя из 5 Mazda 2 4 водителя из 5 Opel Corsa 4 водителя из 5 Seat Ibiza 4 водителя из 5 Skoda Fabia 3 водителя из 5





Источник